Последний день Трёх Толстяков

Дополнение к произведению: 
Категория дополнения: 
Критика

…точнее, воспоминания о нём. Извините, начну с пошлости, которая большинство читателей, скорее всего, оставила равнодушной по причине невнимательности. Итак, ну не хочется вставать в семь утра честному труженику, «особенно если до этого он с полной отдачей работал восемь часов»! Понятно, что автор не имел в виду «постельную смену» (или сцену?), а просто слабо владеет словом. Кстати, это подтверждается двумя числительными подряд, что – по смыслу – было вовсе необязательно. Да, простите и за то, что начинаю не только с ловли на логических передержках и противоречиях, подобно следователю, но и в очередной раз сетовать на уровень грамотности.

     В самом деле, если Автору есть, что сказать, то почему не сделать это внятно и качественно? В данном рассказе уточнение, начинающееся с «который», применено девять раз, а запятых перед ними всего шесть. Не надо жадничать! Надо учиться! Текст пестрит такими оборотами, как охранники «в серых балахонах, которые смотрели…», герой «подошёл к станции (…), чувствую некоторую гордость». А почему «некоторую» - тоже непонятно, вроде бы должна быть определённая и описанная? Очень бросилось в глаза предложение: «Идя по улице Косыгина, не_большой шести_полосной скоростной пятиуровневой магистрали с висячими садами и парками по бокам, инженер довольно улыбался». Мало того, что почти не поддаётся прочтению, так ещё и опять числительные… «по бокам». Крайне неэстетичное зрелище! Подождите, есть ещё: «Многие удивлялись профессору(…), принимающий на данный момент экзамен у нерадивых студентов». Боюсь, что Автор провалит экзамен по русскому языку. А тут ещё «картинка вернулась на (…) лица директоров». Не камера оператора, не изображение в кадре – картинка? Ну ладно, ладно! Может быть, достоинства описания Будущего компенсируют речевые погрешности начинающего Творца? Ага, «щаз»!

    Будущее начинается со звона будильника. Нестрашно, инженер-консультант, отпахавший восемь часов в атомной энергетике вполне может оказаться поклонником стиля ретро. Но вот к чему на газоне садовник? Или это инженер-нэпман с обслугой? Вроде наш, вот – вспоминает о студенческих (?) временах Третьего Штурма. Ну, к эпизодам восстания ещё вернёмся, а пока о «приметах времени». Экранопланы, описанные с многословными пояснениями ТТХ, планетарный Метрополитен, скоростной поезд, связывающий (по дну Атлантики? – не сказано, увы!) с Бразилией, ионные двигатели с подчёркнуто-экологическими преимуществами, пресловутая городская (!) магистраль. В финале ещё столовая и театр. Всё? А, нет: жена вернулась из Иркутска – похоже, уточнение для усиления эффекта обыденности дальних перемещений. И ещё средства разгона протестующих, но это (по идее) в прошлом. Вот и всё, чего достигло человечество в техническом прогрессе за «каких-то жалких двадцать пять лет»…Действительно, жалкие успехи, разве что посчитать Социалистические республики Мира этапом развития, однако это – о социальных достижениях. Сомнительно, между прочим, что бразильцы переименуют столицу в «город Маркс», если только новую не построят! (N.b. нынешняя столица Бразилии – единственный объект XX века, признанный  ЮНЕСКО мировым наследием)

     Мне сдаётся, однако, что сумбурное описание результатов не было для жюри столь важным при оценивании достоинств рассказа. Похоже, он удостоился высокого места за картину самой Революции. Не могу согласиться! Прежде всего, это очень напоминает пересказ детских впечатлений от «Трёх толстяков», не берусь угадать – книги ли, фильма или мультипликации. Вот, даже «Директория» эта из трёх лиц на уличном мониторе, где потом неизвестный «гимнаст Тибул» ораторствует. Да и штурм с профессором во главе: хоть стреляйте, Гаспар Арнери за бомбу взялся!

    Впрочем, и со штурмом не всё в порядке: уже третий за неделю, уже с взрывчаткой, но ещё не с войсками (почему – Автор не сказал), а с охранниками «Авалона» - интересно, почему именно с места упокоения короля Артура? Или, как говорил Попандопуло из Одессы: «Чёрт его знает, слово красивое»? Не несущее смысловой нагрузки название чем-то угодившее Автору… Из следующего отрывка у меня сложилось впечатление, будто революционеры гонят своих соратников на штурм психоизлучателями (см. «Обитаемый остров» Стругацких): Шевченко «не знал, почему ноги понесли его за этим сумасшедшим, это была третья попытка штурма за неделю и обычно он предпочитал стоять позади». Что тут сказать? Только то, что «фестиваль имени Владимира Маяковского» в Бразилии обоснован ровно настолько же, насколько и революция, вызванная речью с экрана.

    Напоследок – ложка мёда. В целом данное произведение представляется мне честной попыткой соблюсти условия конкурса, при этом литературного мастерства Автору явно не хватает. Надо подучиться. Если рассказ хорошенько отредактировать, он может стать неплохой заготовкой-основой для дальнейшего развёртывания и Мира СССР-2091, и событий его Революции. Удачи Автору!

+1
0
-1