Об итогах конкурса «СССР – 2091» в 2014 году

           Ньютон однажды выразился о своих открытиях: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах великанов», имея в виду необходимый для новых достижений фундамент из работ предшественников. Считаю полезным и нам вспомнить – и взять на вооружение! – достижения классиков жанра.

   В книге «Понедельник начинается в субботу» есть важный для начинающего фантаста эпизод с путешествием на «Машине времени» в будущее, описанное за многие годы существования НФ. Несколько сатирический оттенок этой главы не заслоняет картины общей эволюции жанра и его стилевых предпочтений в различные периоды реальной истории. От утопических мудрецов с заумными диалогами до постапокалиптических рейнджеров, сражающихся с восставшими роботами, разворачивается эта панорама. Где-то в середине (по факту – на периферии) находится наша с Вами действительность, описанная слабо и фрагментарно. Однако Стругацкие не только осмеяли неумелые попытки современников представить себе ближайшее будущее, но и пригласили к творческому диалогу своих читателей, то есть нас с Вами, как раз на актуальном отрезке времени! Ещё раз посоветую перечитать и узнать себя, свои рассказы среди «массивов», разработанных отцами-основателями, как заслуженно именуют АБС в среде почитателей. Впрочем, если Вам по душе скорее методическое и, в то же время, более доступное изложение (когда не знакомы с цитируемыми/пародируемыми первоисточниками, нет возможности/желания выискивать аналогии и т. п.), рекомендую доступную и легко читаемую книгу другого классика. Не смущайтесь, что «Карта страны Фантазий» Георгия Гуревича адресована, прежде всего, школьной аудитории: в литературе все мы новички и дошколята! Зато прекрасный обзор стилей, направлений, авторов поможет лучше сориентироваться в месте своего детища среди звёзд Вселенной Фантастики, даст координаты маяков – величайших произведений, позволит следовать за идеями, остающимися актуальными во все времена.

    Извиняюсь за длинное вступление, просто надо было немного объяснить, на каком принципе построено следующее подразделение обзора конкурсных рассказов 2014 года, да и немного «целевой рекламы» вставить в данном случае показалось уместным. Итак, если не обращать внимания на грамматику и синтаксис, имеем многократно рассмотренные, издавна известные подходы к описанию «контуров грядущего». Эти группы предварю именами наиболее значимых всемирно известных авторов и попытаюсь указать их наиболее уязвимые для критики положения.

 

  А. Рассказы-Утопии. Вслед за Т. Мором, Ф. Бэконом и Т. Кампанеллой, авторы считают описываемое будущее прекрасным без пояснений причин, или они объясняются весьма наивно. Герои схематичны, мораль произведения возводится в догму. На нашем конкурсе данное направление представляли «ОтСССРочка», «Я люблю тебя, жизнь…», «Один день инженера Шевченко», «Вот как всё было в СССР. Год 2091». Последний риторикой и стилем сильно напоминает совершено неадекватную «Революцию 2036», а «ОтСССРочка», выделяясь своеобразной формой, в остальном – типичная утопия. Прочие рассказы уже комментировал, не буду останавливаться.

 

Б. Рассказы-Справочники. За ориентиры взяты произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева. Роль НТР в процессе социальных преобразований явно переоценена, характеры героев монохромны, часты поучения и назидания в просветительском стиле. Сюда относятся «Дар Богов», «Жемчуг Страны Советов», «Ковчег», «День физкультурника», «Свет Талцетла». Сильны элементы этого направления в рассказе «Я люблю тебя, жизнь…» и в антиутопичных по характеру завязки «Эскизах утерянного будущего». Из ранее не комментированных рассказов упомяну очень беляевский «Жемчуг…», почему-то не набравший заслуживаемых своим качеством баллов, и несколько притчеобразный «Дар Богов», духовная идея которого размыта именно картинами механического прогресса, извините.

 

В. Рассказы-Авантюры. Здесь заметно влияние Э. Берроуза, Ф. Карсака, Г. Гаррисона и прочих более слабых авторов, в произведениях которых фантастический антураж довлеет над сюжетом, действие ради действия подавляет идею, герои однобоки и в целом рассказы скорее развлекают, нежели служат более высоким целям. Таковы «Марш-бросок в будущее», «Мечта из дикого мира», отдельными пассажами похожи «Инфраструктура» и неформатный «Приказ никто не отменял». О последнем чуть ниже, а о первых двух кроме похвалы за добросовестную попытку (хотя и с прогнозируемым из-за подражательности результатом) сказать по существу нечего.

 

Г. Рассказы - Психологические миниатюры. Из великих, шедших этим путём, наивысших результатов добивались Г. Уэллс, С. Лем, братья Стругацкие. Здесь фантастический антураж носит подчинённый характер, главное – мысли и чувства героев, важна рефлексия персонажей. Часто поставленные вопросы остаются без прямого ответа, поскольку именно постановка вопроса – главная задача Автора, но его разрешение уже задача Читателя. Среди наших авторов за классиками последовали авторы «Советских» и «Уроков музыки». По некоторым признакам сюда отнесу «Приказ никто не отменял». Этот рассказ, с банальной детективной фабулой, перенасыщенный политическими реминисценциями, ожидаемыми намёками и вполне тенденциозный по отношению к идеологическим противникам был бы уместен не для конкурса о коммунистическом будущем, а о криминальном настоящем. Возможно, организаторам следует не гнаться за количеством участников, а тщательнее работать над качеством содержания конкурсных работ, добиваясь повышения его престижности «не числом, но уменьем»?

 

Д. Эпос.  К сожалению, ни формат (ограничение по количеству знаков), ни – тем более! – умелость наших авторов не позволили и намёком приблизиться к гигантам уровня И. Ефремова, А. Азимова, К. Саймака, С. Снегова, которые стали классиками именно благодаря масштабности решаемых произведениями задач.

 

   Весьма возможно, что с продолжением и развитием Конкурса, мы подойдём к лучшему качеству. От себя добавлю: по-моему, хорошо писать может только тот, кто научился хорошо читать, возьмём за образец для подражания в самообразовании биографии Джека Лондона и Максима Горького. Закончу цитатой из слов выдающегося советского писателя Леонида Леонова: «…хочется попутно пожелать большего совершенства, в частности, умножения сюжетных координат, в пересечении которых образуются поразительные детали, выясняются неожиданные и незнакомые ещё очертания новой эры».

 Спасибо организаторам и участникам за общение. Творческих, организационных и политических успехов в новом году и в новых конкурсах!

+1
0
-1